История

Календарь Православной Церкви упоминает три двоицы свв. врачей- бессребреников Космы и Дамиана: Римских, Аравийских (Киликийских) и Азийских. Их память отмечается, соответственно, 1 (14) июля, 17 (30) октября и 1(14) ноября. Во всех трех случаях «Жития» называют свв. Косму и Дамиана родными братьями, имевшими дар исцелений, проповедовавшими Христа и не бравшими платы за помощь больным. Различия заключаются в происхождении (Рим, Аравия, Азия) и судьбе братьев: первые, обратив к вере Римского императора Карина (283-284), были позднее убиты из зависти своим учителем, вторые приняли мученическую смерть за Христа в Киликии во времена императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305), третьи сподобились мирной кончины. Некоторые западные исследователи «Житий» считают, что была лишь одна двоица свв. Космы и Дамиана, и о ней «в греческой церкви по причине особенного чествования святых в разные дни по случаю перенесения мощей, освящения церквей и т. п. явились разные сказания» (цит.: Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока, т. 3, Москва, 1997, с. 238-243.)

Источник Савлук-Су издавна славился как целебный. Его почитали и христиане, и мусульмане. Паломничество к источнику сопровождалось молитвенным призыванием свв. Космы и Дамиана. Об истоках этой традиции сохранилось много преданий. По одному из них, свв. Косма и Дамиан явились спавшему у источника больному пастуху и велели ему, чтобы он, во-первых, погрузился в воду для получения исцеления, во-вторых, приходил сюда ежегодно 1 июля и повторял погружение с молитвой, а в-третьих, советовал исполнять то же самое всем недужным. По другому преданию, свв. Косму и Дамиана увидел здесь некий благочестивый старец, который затем нашел у источника икону этих угодников Божиих. Третье предание гласит, что один человек, возненавидев свою жену, завел ее в горы, выколол ей глаза и бросил, однако свв. Косма и Дамиан явились страдалице, подвели к источнику и предложили умыться, после чего к ней вернулось зрение. У крымских жителей даже сложилось мнение, что свв. Косма и Дамиан или были убиты на полуострове и похоронены у Савлук-Су, или же посетили Крым в качестве ссыльных из Рима за веру и извели из земли своими молитвами новый источник. Четвертое из известных преданий о Савлук-Су напоминает рассказ «Жития» о гибели свв. Космы и Дамиана Римских. Убийцей здесь тоже назван учитель-завистник, но добавляется, что он раскаялся и молил Бога явить на могилах братьев целебный источник, который бы вместо них служил людям. В конце XVIII в. священник Константин Спиранди нашел в земле при источнике мраморную икону с их ликами. Спустя полвека источник посетил свт. Иннокентий (Борисов), осмотревший святые места Крыма после своего назначения в 1848 г. на Херсоно-Таврическую кафедру. Испрашивая в 1849-1850 гг. разрешение на открытие монастырей в почитаемых местах полуострова, архиепископ Иннокентий включил в этот проект и учреждение обители при источнике свв. Космы и Дамиана. В 1856 г. сюда был прислан инок Успенского Бахчисарайского монастыря иеромонах (позднее игумен) Макарий (Пруцкий). Истинный подвижник, он подавал примеры благоговейной молитвы, кроткого и приветливого общения с людьми, самоотверженного труда по устройству новой обители. В 1857 г. здесь освятили малую деревянную церковь свв. Космы и Дамиана. В 1870 г. на ее месте воздвигли просторный одноименный деревянный храм. Но поскольку он не отапливался зимой, в 1874 г. братия приступила к постройке теплой церкви Преображения Господня. Позднее, в связи с кончиной о. Макария, работа на время остановилась. Похоронили игумена в Преображенском храме (1876), освященном только в 1878 г. В 1891 г. над источником соорудили каменную часовню. Кроме нее и храмов в монастыре при о. Макарии и его преемниках были также построены дом настоятеля, келейные и гостиничные корпуса, хозяйственные помещения. В конце XIX в. из-за частой смены настоятелей духовная жизнь обители ослабела, и в 1899 г. монастырь был преобразован в женский.

На престольный праздник 1 (14) июля в обитель стекалось великое множество богомольцев, христиан и мусульман, приезжавших со всего юга Украины и с Кавказа. Гостиницы не вмещали всех прибывших, и возле монастыря становился табор из многочисленных повозок. В холодное время года обитель была отрезана от остального мира.

30 июля 1923 г. решением органов советской власти учреждается Крымский государственный заповедник. Его территорией объявили большое пространство к западу от Алушты, включая местность монастыря. 5 октября 1923 г. принимается постановление о закрытии обители и отводе ее под трудовую колонию. После этого в монастыре поместили колонию инвалидов. Вскоре заповедник потребовал ее выселения. Постановлением от 4 января 1924 г. обитель перешла в ведение заповедника, и колонию отселили. В том же году монастырские церкви были закрыты. На фоне описываемых перемен в обители оставалась монашеская община. Ее храмом стала бывшая просфорня. В 1928 г. обитель была упразднена окончательно. Тогда же горисполком Алушты решил разобрать на стройматериалы часовню над источником. Заповедник отстоял ее, добившись вмешательства народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского.

В монастырской усадьбе заповедник разместил свое Управление. В Преображенской и Космо-Дамиановской церквах были обустроены, соответственно, клуб и естественно-научный музей. Гостиницу использовали как турбазу для посетителей, а кельи в качестве квартир и лабораторий. Несколько лет заповедником руководил Алексей Мокроусов, известный вождь советских партизан Крыма периода Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны большинство сотрудников заповедника предпочли не эвакуироваться и помогали партизанам, которые под началом Мокроусова расположились высоко в горах. Пытаясь вытеснить партизан с территории заповедника, гитлеровцы сожгли все постройки обители. Уцелела только часовня над источником. Впоследствии в бывшей усадьбе монастыря обустроили Центральное лесничество заповедника со служебными зданиями и жилищным фондом лесной охраны.

В 1994 г. началось возрождение обители. На сегодня в помещениях, созданных заповедником на месте прежних построек монастыря, находятся зимний храм свв. Космы и Дамиана и кельи.